Каслинское художественное литье
|
Предметы Каслинского художественного литья поражают ощущением долголетия и прочности, если не сказать вечности, несмотря на всю хрупкость и ажурность некоторых отливок. А все началось в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков поставил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место для основания завода было выбрано не случайно: Урал богат чугуном, а качество местных формовочных песков - уникально, к тому же в достатке имелась древесина для производства угля. К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии.1860-1890 годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды - Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др. Особым историческим событием для Каслинского завода является Всемирная выставка прикладного искусства в Париже в 1900 году. Каслинские мастера отлили громадный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е.Баумгартена, поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения. Украшающая вход в павильон скульптура Н.Лаверецкого "Россия", изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к своей победе, стала его важнейшим элементом. Этот павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду - "Гран-при". Конечно же, после этого появилось множество желающих купить его. Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и статую "Россия". В свою очередь, русские доверенные лица, уполномоченные провести сделку, согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного: они отказались продать "Россию" - ту самую скульптуру, что символизировала русскую державу. "Россия" не продается!" - эта фраза решила исход дела. Сделка не состоялась, и статуя, как и весь павильон, вернулась на Родину. Многие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях.Со дня своего основания завод выпускал множество изделий, необходимых в жизни, в т.ч. широкую гамму архитектурного литья. Это решетки для парков и дворцов Санкт-Петербурга, в Москве - ограждения для Крымского, Метрополитеновского и Краснохолмского мостов и т.д. Каслинское художественное литье, в основном, продавалось на самом заводе, в небольшом заводском магазине в Екатерибурге (магазин Захо), в магазине при Главном Управлении Кыштымских заводов в Санкт-Петербурге, на ярмарках в Нижнем Новгороде, Троицке, Самаре, Саратове, Царицыне, т.е. в тех городах, куда поступала основная заводская продукция. Также местом продаж каслинских изделий были Всероссийские художественно-промышленные и Всемирные выставки. Специально за границу художественное литье Каслей не поставлялось.Ареал продаж каслинского художественного литья не только подтверждает его ограниченное количество, но и объясняет, почему основная масса сохранившихся вещей сосредоточена на Урале, в Петербурге и в Поволжье. Стоимость художественного литья из чугуна по прейскурантам Каслинского завода также свидетельствует о его выпуске в ограниченном количестве. Так, например, скульптурные композиции стоили 27-35 рублей. Если применить для каслинского художественного литья современную методику оценки, удачно предложенную В.В.Скурловым для изделий формы К.Фаберже, когда старая прейскурантная цена умножается на 100 и получается новая цена, равнозначная стоимости в долларовом эквиваленте, то в этом случае цена каслинского изделия уже не покажется маленькой. Например, знаменитая "Джигитовка" по модели Е.А. Лансере в наши дни будет стоить $3500.Настало время участникам современного отечественного антикварного рынка отказаться от стереотипов в отношении художественного наследия Каслей. Этого литья осталось немного, и игнорирование каслинского художественного литья может спровоцировать такую же ситуацию, как в свое время с русской бронзовой малой скульптурной платикой, когда прогноз о повышении интереса к ней и росте цен на нее остался без внимания.
|