Уличные фонари

В настоящее время уличные фонари являются очень популярными в нашем окружении, они выполняются очень большую роль. Уличные светильники окружают нас повсюду – мы сможем видеть их как на улице, так и в различных парках, в садах и наблюдать их на разных красивых бульварах и аллеях. Если вы будете путешествовать в различных городах, то так же сможете увидеть очень большое количество различной светотехники которые освещают и украшают улицу одновременно.

Первые попытки использовать искусственное освещение на городских улицах были предприняты в начале XV века. В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло, однако через некоторое время уличные фонари появились и в Париже: в начале 16 в. парижан обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV французскую столицу наполнили огни многочисленных фонарей, так как в 1667 году «Король-солнце» издал специальный указ об уличном освещении. Ночные улицы российских городов в допетровскую эпоху не освещались, и только в 1698 году у царского дворца в Москве были установлены 8 фонарей. А с основанием новой столицы Петр I приказал регулярно организовывать на ночных улицах праздничное освещение.

Впервые в России освещение на улицах появилось в Петербурге. Это событие датировано 23 ноября 1706 года. Фонари были повешены на очень многих фасадах домов главных четырёх улиц города в честь празднования победы русских войск над шведами под Калишем. С того момента любой большой праздник сопровождался зажжёнными уличными фонарями. И пускай фонари уличного освещения вывешивали от случая к случаю, именно они и стали первоосновой уличного освещения Петербурга и России в целом. В 1718 царь Петр I издал Указ об «освещении улиц города Санктпитербурха» (указ об освещении первопрестольной был подписан императрицей Анной Иоанновной лишь в 1730 году). 130 лет – вот рекорд горения масляных фонарей, именно столько они освещали улицы городов. Но и толка от них было немного – светили слабо, да и постоянно норовили забрызгать прохожих горячими каплями масла.Что касается первого масляного уличного фонаря, то его проект был разработан архитектором Жаном Батистом Леблоном, которого заслуженно считали «искусным техником многоразличных художеств, пользующимся большим значением во Франции».

Первые четыре уличных фонаря, изготовленные на Ямбургском стекольном заводе, красовались на набережной Невы возле Петровского Зимнего дворца. Их установили ещё осенью 1720 года. На деревянных столбах с белыми и голубыми полосками крепились на металлических прутьях застекленные светильники. Горело в них конопляное масло.Зажигали и тушили фонари по научному подходу – ориентировались на «таблицы о темных часах», которые составляли в Академии, поэтому фонари горели только с августа по апрель.

 С середины XVIII века в фонарях стали использовать керосин. В 1819 году  появились газовые фонари. В 1849 году появились спиртовые фонари.В 1879 году на новом Литейном мосту зажглись 12 электрических фонарей. «Свечи» П.Н.Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц.А.Кавоса. «Русский свет», так окрестили электрические фонари, произвел в Европе фурор. В 1880 первые электрические светильники засияли в Москве.Накануне Первой мировой войны в Петербурге насчитывалось 13 950 уличных фонарей (3020 электрических, 2505 керосиновых, 8425 газовых). К 1918 году улицы освещали только электрические фонари. А в 1920 году и эти немногочисленные погасли.